САЙТ
учителя русского языка и литературы,
педагога-психолога

МОЛИНОЙ ИННЫ БОРИСОВНЫ

Жестокое обращение с детьми

Помощь семье в преодолении физических наказаний

  • Понимание специалистами сложностей, с которыми сталкиваются родители, установление с ними психотерапевтических отношений
  • Осознание родителями последствий, к которым приводят физические наказания, понимание неэффективности наказаний (мотивация на изменение)
  • Рефлексия собственного детского опыта родителей
  • "Разворачивание" и осознание цепочки страхов и опасений за будущее детей, которые испытывают родители.
  • Расширение репертуара родительских реакций
  • Изменение представлений о себе как о родителе на когнитивном и эмоциональном уровне
  • Получение родителями помощи в разрешении их собственных проблем.

Помощь детям, пострадавшим от физического насилия

  • Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт. Ребенок, подвергавшийся или подвергающийся физическому насилию дома, может, как искать помощи у других взрослых, так и избегать взаимодействия с ними, испытывая недоверие к возможностям окружающих защитить его, боясь ухудшить положение других членов семьи, стыдясь происходящего, опасаясь того, что специалист тоже может обвинить его, например, в плохом поведении.
  • Помощь в отреагировании. Физическое насилие провоцирует большое количество негативных эмоций, в частности, боль, обиду, страх, гнев и вину. Для того чтобы ребенок не остался один на один с этими переживаниями и мог отреагировать эти чувства, он должен иметь возможность рассказывать о ситуации насилия.
  • Важно спрашивать о том, что происходило с ребенком. Дети могут испытывать сложности, связанные с амбивалентным отношением (любовь-ненависть) к члену семьи, со стороны которого они пережили или переживают насилие; чувство вины за собственные поступки в тех или иных ситуациях и т.п. Эти переживания могут препятствовать спонтанному рассказу.
  • Маленькие дети, не обладающие способностью достаточно вербализовывать переживания, имеют возможность отреагировать отрицательные эмоции в игре, при рисовании, лепке.
  • Эмоциональным переживаниям насилия нередко сопутствуют когнитивные искажения, в первую очередь связанные с атрибуцией ответственности за происшедшее. Ребенок может неадекватно обвинять в насилии себя, другого родителя, сиблингов или каких-либо родственников. Поскольку физическое насилие может приводить к нарушениям поведения и школьной неуспеваемости, неправильная атрибуция может получать в глазах ребенка фактическое подтверждение.
  • Многие дети оценивают физическое насилие с позиции родителей ("справедливо - несправедливо", "виноват - не виноват"), поэтому очень важно четко озвучивать позицию специалиста по отношению к актам физического насилия.
  • Дети склонны идентифицировать себя с родителями. Однозначное высказывание неприятия физического насилия должно сопровождаться взвешенными оценками самих родителей.

© Санкт-Петербургский фонд "Новые шаги"

© И.А.Алексеева, И.Г.Новосельский "Жестокое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь"

Партнёры



)©StavrosTektonos